- Киприан св.
- уроженец Литвы, жил долго на Афоне и служил чиновником у патр. Констант., который в 1373 г. поручил ему лично на месте разобрать спор литов. князя Ольгерда и митроп. моск. Алексея. Искусной политикой обойдя Алексея и склонив на свою сторону литов. князя, добился собственного назначения митр. киевск. и литовским. Α затем он вознамерился по смерти св. Алексея-митр. моск., сделался митр. всерос., но не был признан вел. кн. Дмитр. Иоаннов. К. предпринял поездку в Москву, надеясь при поддержке св. Серия Радонежского и Феодора Симонов. свергнуть митр. Митяя, но был изгнан вел. княз. К. повел борьбу и для того решил побывать в Константинополе. Противники сделали то же, побывали у патриарха, подкупили влиятельных лиц, стараниями коих Кипр. был отвергнут, а вместо умершего Митяя был избран Пимен. На помощь К. пришел вел. князь, который заточил П. в Чухлому и на место него пригласил К., который торжественно был встречен 23 мая в праздник Вознесения в 1381 г. в Москве. К. не удержался на месте, ездил в Новгород, а затем из боязни татар переселился в Тверь к князю Михаилу Александр., дарами расположившему к себе хана. Рассерженный Дмитрий вновь его удалил и заменил Пименом. К. опять был в Констан., весьма неудачно добиваясь утверждения: на место Пимена был поставлен Дионисий суздальск. Но тут судьба улыбнулась и К. после 14-летнего мытарствования по неведомым причинам становится во главе русской церкви в 1389 г. Признанный и конст. патриархом, и Нилом, и Антонием, он окончательно утвердился до смерти в должности митр. всероссийского. Прежде всего он удалил еписк. новгородск. Евфимия, сослал его в Чудов монаст. и назначил на его место Арсения. Новгородцы запротестовали, и он отлучил их, а также непокорное духовенство, лично ездил туда и усмирил их при помощи вел. кн. Василия Дмитриевича в 1392 г. Затем он был с Василием Дмитр. у Витовта, который при содействии Кипр. подчинился вел. князю, который завел переговоры с папой об унии и опозорил себя взяткой за назначение на место луцк. еписк. Саввы, своего приверженца. В то же время он построил в с. Голенищеве, куда часто подолгу уединялся, церковь Преображения Господня, чинил расправу над подчиненными еписк. луцким, новгородск., литовским и другими. Скончался он после непродолжительной болезни в 1406 г. и погребен в Успенск. соборе, а в 1472 г. были открыты его мощи и он причислен к лику святых. К. известен, как знаток литературы и писатель; ему приписывают много произведений, подлинность которых под большим сомнением, таковы: "Летопись от начала земли русской", "Житие св. митр. Петра", "Сводная кормчея" и мн. других. С достоверностью можно указать на следующие произведения К. 1) 8 грамот, 2) 4 послания св. Сергию Радонежскому и преп. Феогносту и игумену Афанасию, где он преподает спрашивавшему Аф. общие начала христианской жизни и деятельности, 3) послание игуменам и попам, и ко мнихом, и ко всем православным христианам, 4) прощальная грамота, где он дает пастырские душевные наставления, 5) молитва разрешити царя и князя, и всякого христианина и много переводов, писем преимущественно церковно-богослужебного характера.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.